Ответы на вопросы
Зачем работодателю заниматься повышением эффективности своих сотрудников? Когда мы принимали его на работу, заключили соглашение, по которому он обязан быть эффективным.
Заключая контракт с работником, работодатель покупает его рабочее время и «функционал». Однако результативность сотрудника фактически не прописывается. «Обязан выполнять» не равно «обязан достигать». Именно поэтому всегда существует лазейка под названием «звонил, но не дозвонился». И если на позиции рядового менеджера, отсутствие вовлеченности возможно компенсировать четким регламентом и усиленным контролем, то в случае с топовым и высококвалифицированным персоналом эти методы не работают или дают обратный результат.

К тому же контракт или трудовой договор заключается один раз, а работает человек в компании как правило не один год. За это время многое может измениться: и цели, и масштаб задач, и объем работы. В соглашении невозможно предусмотреть необходимость постоянно повышать квалификацию, интерес к взаимодействию со смежными депртаментами, готовность «разруливать» сложные непредвиденные ситуации и находить новые, неизбитые пути решения поставленных задач.
Почему бы мне просто не уволить сотрудников, ставших менее эффективными и не нанять новых?
Иногда это действительно необходимо. Но таких случаев значительно меньше, чем увольнений по причине падения эффективности. Поэтому мы советуем не торопиться. Неверное решение в этом вопросе может стоить неоправданно дорого. Во-первых, потому что согласно ТК РФ, «парашют» для руководителей предприятия, а к ним относятся генеральный директор, исполнительный директор, заместитель руководителя, финансовый директор, главный бухгалтер и управляющий, всегда больше, чем у рядового сотрудника. Законодательством предусмотрен минимум — три среднемесячных заработка. Максимум законом не регулируется и «отступные» могут составить весьма значительную сумму. Во-вторых, найти замену специалистам такого уровня всегда не просто. В-третьих, даже блестящее резюме нового генерального директора, начальника IT-отдела или главного инженера высокотехнологичного производства не гарантирует их эффективность по истечении испытательного срока.
Если все дело в энтузиазме, в желании выкладываться по максимуму, то почему бы не отправить человека на мотивационный тренинг? Разве это не решение проблемы?
Увы, нет. Безусловно, мотивация на уровне сознания у вашего сотрудника повысится. С тренинга он уйдет «заряженный» и будет искренне думать, что он хочет и может достичь невероятных результатов в своей области. Но если у него нет внутреннего ресурса для достижения новых супер целей, то эффект тренинга сойдет на нет буквально через несколько дней. Повышать мотивацию человека, ресурс которого «съеден» хроническим стрессом, скрытой депрессией или неврозом, все равно, что просить хлопнуть в ладоши человека с одной рукой. Как бы он ни хотел выполнить вашу просьбу, результат будет нулевой.
Если эффективность — результат психологического здоровья, то может быть стоит поискать психически здоровых сотрудников? Почему компания должна лечить невротиков?
Невроз — это собирательное понятие. Повышенная тревожность, нарушение сна, панические атаки, депрессивные состояния, хроническая усталость — все это разновидности неврозов. Неврозами страдают 90% жителей мегаполисов и почти 100% офисных сотрудников. Жесткие дедлайны, постоянный цейтнот, высокая конкуренция, отсутствие личного пространства, даже стояние в пробках — все это сильные стрессирующие факторы.
Как, по каким признакам можно понять, что причина падения эффективности человека — в невротическом состоянии, а не в потере квалификации, нежелании использовать новые подходы, не в «почивании на лаврах» в конце концов!?
В первую очередь это, конечно же, внешние изменения. Например, человек всегда был одет с иголочки, а теперь позволяет себе приходить на работу в мятой рубашке или с не пришитой пуговицей. Всегда улыбался, теперь постоянно печален. Или наоборот — подчеркнуто оптимистичен, словно надел маску успешного энергичного человека. Для людей с истощенным внутренним ресурсом характерны перепады настроения, неустойчивый эмоциональный фон. Еще один характерный «звоночек» — сотрудник регулярно задерживается на работе без видимого увеличения объема работы. И наконец, верный признак того, что что-то пошло не так в психологической сфере — частые выходы на больничный. Эмоциональные перегрузки рано или поздно превращаются в соматические заболевания.
Всем взрослым людям приходиться разрешать те или иные проблемы, но как-то же сотрудники, о которых мы говорим, достигли вершин в профессии, сделали неплохую карьеру? Это ли не показатель того, что они в состоянии самостоятельно пополнять собственный ресурс? Почему компания должна оплачивать для них индивидуальные программы повышения работоспособности?
Способность справляться со стрессом действительно является условием, без которого невозможно достичь успеха. Однако чем выше поднимается человек по карьерной лестнице, тем выше его ответственность, больше масштаб задач, соответственно — сильнее стресс. В какой-то момент справляться с ним без помощи профессионала ваш сотрудник уже не сможет. И тогда выживать он будет за счет снижения эффективности. Ключевые сотрудники — основной ресурс компании, поэтому имеет смысл оплачивать для них программы повышения работоспособности даже профилактически. Если вы ездите на своей машине каждый день по двести километров, то и техосмотр делаете чаще, это аксиома. Точно также с вашей командой. Если этот компонент корпоративной системы испытывает повышенную нагрузку, то ему необходима качественная профилактика.
Каким образом индивидуальные программы повышения работоспособности помогает повысить работоспособность?
С сотрудником работает профессиональный психолог, который за оговоренное количество встреч помогает человеку нейтрализовать негативные переживания. Если какая-то эмоция родилась, то сама по себе она никуда не исчезнет. Самостоятельно ее можно только подавить, загнать внутрь и перестать замечать. Но это еще опаснее, чем сильные эмоциональные переживания. Вытесняя негативные чувства — раздражение, злость, обиду, растерянность, страх — мы копим своего рода гору эмоционального мусора, которую необходимо постоянно прикрывать от посторонних взоров, делать вид, что у тебя все хорошо. Постепенно все силы уходят на то, чтобы казаться энергичным, а не быть им. Эта проблема характерна для всех людей, но для управленцев, квалифицированных специалистов и «продажников» она особенно актуальна. Большую часть времени эти люди проводят на работе в окружении подчиненных или клиентов. Обсуждать свои личные проблемы с ними — неприемлемо. Времени на дружеские посиделки нет, сбрасывать негатив в семье — не лучший выход. Единственное приемлемое решение — корпоративные программы, позволяющие вовремя обезвреживать последствия хронического стресса.
Не рискует ли компания волевыми качествами менеджмента, обеспечивая сотрудникам столь пристальное внимание к своему внутреннему миру? Бизнес — это война, СЕО — офицеры, вряд ли они должны быть слишком чувствительными.
Индивидуальные программы повышения работоспособности — это не психотерапия. Никаких кушеток и ежедневных разговоров про детство! Занятия ведут медицинские психологи. В их распоряжении — множество техник и методов, которые позволяют эффективно решать конкретные проблемы клиента, не перестраивая структуру его личности. Наша задача — научить человека облегчать свою повседневную жизнь, справляться с ежедневным стрессом, а не изменить его характер или жизненные приоритеты.
Вы подчеркиваете, что с сотрудниками компаний работают медицинские или клинические психологи. Почему это важно?
Компетенции клинического психолога позволяют ему видеть связь между событиями в жизни человека, его эмоциональными реакциями и соматическими проявлениями. Только клиническим психологам высокой квалификации под силу увидеть реальную причину утраты витальности и устранить ее в кратчайшие сроки. «Витальность» или VQ — это коэффициент жизненной энергии, или, иными словами, способность руководителей заряжать энергией себя и окружающих. Без высокого VQ ключевых сотрудников изменения в компании невозможны. Коэффициент витальности можно сравнить с речным потоком. Стрессирующие факторы — с механическими препятствиями, снижающими силу и скорость этого потока. Медицинский психолог в рамках индивидуальной программы повышения работоспособности точно определяет место «завала» и освобождает энергию клиента. Тем самым повышая его эффективность во всех сферах жизни.
Вы говорите о том, что индивидуальные программы повышения работоспособности облегчают принятие изменений, которые сопровождают фазовые переходы, неизбежные при росте бизнеса. За счет чего это происходит?
Остановки в развитии смертельны даже для большого бизнеса. Предприниматели вынуждены оперировать в многофакторной, неустойчивой, постоянно изменяющейся среде. Поэтому очень важно, чтобы изменения, инициированные владельцем, были адекватно восприняты и внедрены, а не саботированы или провалены персоналом. При чем здесь индивидуальные программы? Любые изменения — стресс для человека. При этом механизм адаптации к изменениям всегда работает одинаково — сначала человек выдает эмоциональную реакцию и только потом, справившись с чувствами, начинает действовать рационально. Весь вопрос в том, сколько времени займет эмоциональная стадия. Полгода, год… У некоторых она может затянуться на несколько лет. И все это время руководитель или специалист не смогут использовать свой внутренний ресурс для рациональной адаптации к изменениям. С помощью индивидуальных программ повышения работоспособности, эмоциональное отреагирование на стресс в результате изменений можно свести к одной неделе.
Возможно, компании выгоднее нанять штатного психолога?
Опыт американских компаний доказал неэффективность такого подхода. Штатный психолог практически лишен возможности понять — сотруднику, который обратился к нему за помощью, действительно нужно решить какие-то проблемы или ему нужно, чтобы руководство думало, что ему нужно решить проблемы. Верна и обратная ситуация — человек может не пойти к штатному психологу из-за боязни нежелательных «трактовок». Очень важно, чтобы специалист был за пределами компании и не подчинялся собственнику. Это, в том числе, позволяет сохранить полную конфиденциальность.
ООО «МедПсиКонсалт»
Москва, Пресненская набережная, д.8, стр.1.
Режим работы: с 9.00 до 21.00
Made on
Tilda